Характеристика григория из бориса годунова

Это произведение стало не только первым завершенным драматургическим произведением Пушкина, но и его первым опытом масштабного художественного осмысления исторического прошлого России. На написание «Бориса Годунова» Пушкина вдохновила знаменитая «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, исторические хроники Уильяма Шекспира, а также русские летописи. В роли драматурга Александр Пушкин обращается к одному из самых переломных моментов Российской истории- Смутному времени конец XVI- начало XVII в. Однако русский гений не придерживался классических догм написания трагедии, проведя своеобразный эксперимент, став новатором в драматургическом жанре. «Успех или неудача моей трагедии будет иметь влияние на преобразование драматической нашей системы»- заметил Пушкин. Вяземскому: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, бил в ладоши и кричал : ай да Пушкин, ай да сукин сын…» Первоначально трагедия называлась «Комедией о царе Борисе и Гришке Отрепьеве»…Вернувшись из ссылки в Михайловском новоиспеченный драматург добивался разрешения царя на постановку трагедии. Но опыт общения с Николаем I не оказался приятным: ознакомившись с трагедией, император запретил её ставить…Отзывы современников были в основном критическими. Трагедию признавали несценичной, противоречащей законам театра, «пьесой для чтения». То, что сам Пушкин считал смелым новаторством, многие его критики сочли художественным тупиком. Справедливости ради надо заметить, что театр того времени и технически, и творчески не был готов к адекватному сценическому воплощению этого «гигантского создания», как писал Виссарион Белинский. Пушкину в трагедии удалось преодолеть классицистические догмы и романтические искания, Пушкин написал реалистическую трагедию, фактически поэт был первопроходцем в этом деле. Трагедия так и не была поставлена при жизни драматурга. Её удалось поставить спустя сорок лет после смерти великого поэта… Лжедмитрий как историческая личность Россия. Умер один из самых противоречивых русских монархов- Иван IV, вошедший в историю как Иван Грозный. Власть по наследству перешла его сыну Федору. Но тот был очень слаб здоровьем, и власть сосредоточилась в руках бояр. А точнее, разгорелась ожесточенная борьба между двумя представителями знатных родов- Иваном Петровичем Шуйским и Борисом Фёдоровичем Годуновым. Польский посол доносил в июле 1584 года: «Между вельможами раздоры и схватки беспрестанные; так и нынче, сказали мне, чуть-чуть дело не дошло у них до кровопролития, а государь не таков, чтобы этому препятствовать. В конце концов Годунову удалось одержать верх. Борис Годунов был фактическим правителем России и в эпоху четырнадцатилетнего царствия Фёдора, и после его смерти был избран на царство народом в 1598 году. Но до этого радостного для Бориса события произошла страшная трагедия, масштаб которой проявил себя лишь со временем. В смерти Дмитрия были обвинены люди не знатные. Нагая, обезумев от смерти царевича, принялась бить Василису Волохову мамку царевича паленом, крича, « что будто её сын её Василисин Осип с Михайловым сыном Битяговского да Микита Качалов царевича Дмитрия убили». Тогда на престол был избран Борис Годунов… С этого момента на арене русской истории появляется Лжедмитрий. Да, именно на арене. На арене российской истории, на арене борьбы за власть, власть столь призрачную и туманную, что подчас и не понять в твоих ли она руках она или нет. Смутное время наложило свой трагический отпечаток. Призрачная, не готовая к лояльности Россия, уже успевшая привыкнуть к тирании Ивана Грозного, народ, чьи души вконец истерзаны опричниной, люди, которые тешат себя надеждами на лучшее, оставаясь у исходной точки и не замечая, как жизнь катится в пропасть… В драме Пушкина «Борис Годунов» проблема народа и власти- одна из основных, ведь в этой характеристика григория из бориса годунова кто-то управляет, а кем-то управляют. Подобная проблема возникла в междуцарствие, когда на смену Ивану Грозному пришёл его слабоумный сын Фёдор, а по сути а позднее и в реальности -Борис Годунов. Народ в какой-то мере лишился гармонии. Да, опричнина была кошмаром и бичом, но была определённостью. Но вот к власти пришёл Борис Годунов, на власть избранный народом после того, как устроил целый спектакль. Но по версии многих историков, Николая Михайловича Карамзина, например, власть не характеристика григория из бориса годунова добыта честным путём, а путём убийства царевича Дмитрия. Все эти проблемы нашли отражение в характеристика григория из бориса годунова Пушкин положил в основу своего произведения убийство царевича в Угличе. Убийство невинного ребёнка- тяжкий грех, непростительный. Убийство ребёнка царской крови, помазанника божьего по христианской традиции ещё более страшный, немыслимый в понимании народа грех. Важно заметить, что начало трагедии- разговор бояр Шуйского и Воротынского: В о р о т ы н с к и й. Полно точно ль Царевича сгубил Борис? Кто подкупил напрасно Чепчугова? Кто подослал обоих Битяговских С Качаловым? Характеристика григория из бориса годунова в Углич послан был Исследовать на месте это дело: Наехал я на свежие следы; Весь город был свидетель злодеянья; Все граждане согласно показали; И возвратясь я характеристика григория из бориса годунова единым словом Изобличить сокрытого злодея. Как мы видим, начало трагедии- разговор об убийстве царевича, и конец трагедии- убийство семьи Годуновых, в том числе и Фёдора Годунова, по сути-то ещё невинного дитяти. А может, это порочный круг, круг от убийства к убийству, только по прошествии некоторого времени можно понять, что случилось, почему и кто в этом виноват. В трагедии «Борис Годунов» Александр Пушкин вводит образ Лжедмитрия. Он вводит его в самом начале драмы. Лжедмитрий- своеобразный герой времени, того смутного времени. На протяжении всей трагедии этот человек противоречив, характеристика григория из бориса годунова как это непонятное, сумбурное время. Смутный герой смутного времени. Загадочно, неопределённо, а может быть, закономерно?. Постараемся проанализировать метаморфозы одной из самых ключевых фигур в трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» Ночь. Келья в Чудовом монастыре. В этой сцене характеристика григория из бориса годунова только двое- старый монах Пимен и молодой монах Григорий отрепьев Лжедмитрий. Пушкин называет его Григорием- простым русским именем, казалось бы, ничем не отличающимся. По сюжету ему 20 с лишним лет. Но всё-таки он не Гришка, а Григорий- чуть более взрослое, но Александр Пушкин называет его только по имени «Григорий». А не официально «Григорий Отрепьев»- Пушкин показывает то, что его персонаж такой же человек, как и все люди, как каждый из нас. Изначально в трагедии отсутствует предубеждённое отношение. В этом-то и состоит уникальность гения Александра Пушкина в целом. Завязка игры Григория происходит именно в этой сцене. Перед нами Пимен- летописец, пишет «одно последнее сказанье», как мы позднее узнаём- о драме, произошедшей в Угличе. Александр Пушкин с самого начала вводит прямое противопоставление. В данном случае- с Пименом. Пимен человек меланхоличный, видавший виды. Следует также обратить внимание на ремарки автора: ; Отец Пимен ; Григорий спящий ; Пимен пишет перед лампадой Пимен и Григорий уже изначально противопоставлены друг другу: ; Старость и Молодость ; Покой в душе и смятение ; Творческая деятельность и сон Григорий пока спит и физически, и духовно- он пока не пробудился для своей доли ; Мудрость и неопытность Примечательно то, что монолог Пимена-кольцо. Монолог и начинается, и заканчивается одной и той же фразой: «Ещё одно, последнее сказанье». С одной стороны- ещё одно, с другой- последнее. И эта тонкая грань- всего лишь запятая… Пимен: На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною - Давно ль оно неслось событий полно, Волнуяся, как море-окиян? Теперь оно безмолвно и спокойно Не много лиц мне память сохранила, Не характеристика григория из бориса годунова слов доходят до меня, А прочее погибло невозвратно. Но близок день, лампада догорает - Еще одно последнее сказанье. Характеристика григория из бориса годунова тут пробуждается Григорий. Его монолог — ключевой для определения души Григория Отрепьева: Всё тот же сон! А всё перед лампадой Старик сидит, да пишет - и дремотой Знать во всю ночь он не смыкал очей. Пушкин показывает, что Григорий в смятении, но Пимен абсолютно спокоен. В монологе можно увидеть число три, употребленное символично. В третий раз Григорию приснился «проклятый сон»: Как я люблю его спокойный вид, Когда, душой в минувшем погруженный, Он летопись свою ведет; и часто Я угадать хотел, о чем он пишет? О темном ли владычестве татар? О казнях ли свирепых Иоанна? О бурном ли новогородском Вече? О славе ли отечества? Мы видим жажду узнать новое в душе Григория опять же мы встречаем принцип зеркал. Я бы хотела обратить внимание на слово «напрасно». В монологе оно имеет явно двойной смысл: «Напрасно»- с одной стороны, напрасно Григорий гадал, о чём пишет Пимен, ведь ему не угадать: Ни на челе высоком, ни во взорах Нельзя прочесть его сокрытых дум; Всё тот же вид смиренный, величавый. Так точно дьяк в приказах поседелый Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева. Этим Григорий даёт понять, что на лице Пимена не замечено никаких эмоций. И опять в этом молодой монах противопоставлен Пимену. Пимен уже испытал все те чувства, которые предстоит испытать Григорию. А с другой стороны, «напрасно» Пимен пишет летописи. Видимо, по мнению Григория, это занятие бессмысленно… Можно заметить, что и в своей следующей реплике Григорий отвечает Пимену: Благослови меня, Честный отец. Александр Сергеевич Пушкин предоставил достаточно пищи для размышлений. И ответить на риторический вопрос можно и с точки зрения человека привыкшего видеть смысл в каждом слове, и с точки зрения поверхностного читателя, не вникающего в потаённый смысл драмы. Оставим вопрос открытым - всё характеристика григория из бориса годунова ведь, как было указано выше, точного ответа дать не удастся… Григорий: Ты всё писал и сном не позабылся, А мой покой бесовское характеристика григория из бориса годунова Тревожило, и враг меня мутил. Мне характеристика григория из бориса годунова, что лестница крутая Меня вела на башню; с высоты Мне виделась Москва, что муравейник; Внизу народ на площади кипел И на меня указывал со смехом, И стыдно мне и страшно становилось - И, падая стремглав, я пробуждался. И три раза мне снился тот же сон. Пушкин вводит символический сон, чтобы углубить создаваемый им образ. Вспомним сон в Григория в сцене «Лес», о характеристика григория из бориса годунова будут сказано позже. Пушкин проводит явную параллель Пушкин характеристика григория из бориса годунова сюжет сцены так, что читатель видит, что в словах Григория звучит пророчество, но Григорий молод и не понимает характеристика григория из бориса годунова вещего сна. Он относился ко сну легкомысленно, до конца не понимая происходящего. Некие остатки детской непосредственности, неполного осознания ситуация являются характеристика григория из бориса годунова трагедией молодого человека. На опрометчивый поступок его, по сути, толкает сам Пимен. Этого абсолютно характеристика григория из бориса годунова осознавая. Создалось впечатление, что Пимен не понимает, какие порывы зарождаются в душе Григория, хотя. Кто бы мог понять на его месте- Пимен человек мудрый, но даром предвиденья отнюдь не обладает. В конце своего монолога о правлении Ивана Грозного он говорит: Прогневали мы бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. Эти три ключевые строчки пробуждают в молодом человеке неимоверный интерес: Давно, честный отец, Характеристика григория из бориса годунова мне спросить о смерти Димитрия царевича; в то время Ты, говорят, был в Угличе. Пимен мог не отвечать на этот вопрос, мог оборвать приступ любопытства. Но видимо есть причины на то, что он рассказал Григорию о смерти невинного ребёнка. Может быть, просто хотелось выговориться, чтобы его послушал живой человек, а не обычные монастырские стены или бумага… В конце концов, он судя по-всему, доверяет Григорию. Но, видимо, Пимен возвращается в реальность: Брат Григорий, Ты грамотой свой разум просветил, Тебе свой труд передаю. В часы Свободные от подвигов духовных Описывай не мудрствуя лукаво Всё характеристика григория из бориса годунова, чему свидетель в жизни будешь… Пимен передает ему свое дело. Но вот Григорию- то это уже не надо, это не интересно. Он жаждет создавать историю, а не описывать её. Жизни Пимена и Григория прямо противоположны, а по сути. Похожи: Жизнь Пимена: динамика покой Жизнь Григория: покой динамика Этих двух людей связывает только монастырь. Можно сказать, что Григорий повторит судьбу Пимена характеристика григория из бориса годунова. Пимен «видал двор и роскошь Иоанна», а потом стал жить праведной жизнью, вдали от светских забав. Но Григорий-то не знаком со всеми радостями мира, со славой, с роскошью, «с женской лукавой любовью»- жажда приключений, новых ощущений. Типичный авантюрист: Борис, Борис! Царю, облачённому неограниченной властью, подданные не смеют и напомнить, каким путем она могла быть добыта. Григорий говорит о двух судах, от которых не сможет уйти Характеристика григория из бориса годунова, так как словами Григория говорит немезида. Пришедшая дабы отмстить Борису за смерть младенца, и нам ещё следует разобраться в его неоднозначной сущности. Корчма на Литовской границе. По сюжету Григорий сбегает из Чудова монастыря во имя осуществления своих авантюрных замыслов. Александр Пушкин в этой сцене называет молодого человека Григорием, всё так же Григорием. В данной сцене он поначалу внешне только возрастом отличен от Мисаила и Характеристика григория из бориса годунова. Хотя, следуя авторской ремарке, Григорий всё же особняком от них держится Мисаил и Варлаам, бродяги-черенцы, Григорий Отрепьев мирянином, хозяйка. Григорий вроде как и не отличается от них, а с другой стороны- Пушкин всё-таки даёт нам понять, что Григорий отличается от остальных участников сцены. На протяжении всей сцены можно проследить очень интересный факт- Григорий характеристика григория из бориса годунова найти себя в любой трудной ситуации: 1 Мисаил спрашивает Григория: «Что же ты закручинился. Вот и граница литовская, до которой тебе так хотелось добраться». На это ему молодой человек отвечает: «Пока не буду в Литве, до тех пор не буду спокоен». Мисаил приметил волнение в поведении Григория и указал ему на характеристика григория из бориса годунова. Другой человек на месте Григория растерялся бы и не нашёлся, что сказать, но Григорий заметил очень простую мудрость- самый лучший выход из положения- сказать правду. Характеристика григория из бориса годунова никто даже бровью не поведёт, что и вышло. А возможно, Григорий и не раздумывал о различных житейских мудростях, а просто действовал. Он спрашивает у хозяйки корчмы про дорогу: Григорий хозяйке - чтобы остальные не слышали, ведь это сугубо личное дело молодого человека: Куда ведёт эта дорога? Хозяйка: В Литву, мой кормилец, к Лунёвым горам Григорий. А далече ли до Лунёвых гор? К вечеру можно бы туда поспеть, кабы не заставы царские да сторожевые приставы. Кто-то бежал из Москвы, а велено всех задерживать да осматривать. Вот тебе, бабушка, Юрьев день. Да ты к хозяйке присуседился. Знать, не нужна тебе водка, а нужна молодка, дело, брат, дело! У всякого свой обычай; а у нас с отцом Мисаилом одна заботушка: пьём до донушка, выпьем, поворотим и в донушко поколотим. И какие же всё-таки низменные интересы по сравнению с целями Григория. Пушкин противопоставляет простой народ будущему царю Мисаил: Складно сказано, отец Варлаам… Гргорий. Да кого ж им надобно? Кто бежал из Москвы? Можно заметить, что Григорий заволновался, когда узнал о приставах, которые с дозором идут. Нет ли в избе другого угла? Но всё же он быстро находит себя, называясь обычным мирянином из города. Примечателен тот факт, что Мисаил характеристика григория из бориса годунова Григория так: «Наш товарищ». Возможно, молодой человек сумел пробудить в малозначительных людях чувство товарищество, давнего знакомства, доверия- этим Александр Пушкин показывает, что Григорий способен сразу войти в доверие к любому малознакомому человеку. Но вот ещё одну часть Григорий окончательно открывает в сцене с приставами. Не каждому человеку под силу с выражением полного спокойствия и на лице, и в голосе импровизировать в свою пользу: Пристав. Григорий выступает вперёд -явно лезет на рожон, ведь рискует же. А характеристика григория из бориса годунова кого же ты научился? Пристав даёт ему указ. «Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный Диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал, окаянный Гришка, к границе Литовской…» Пристав Мисаилу -Григорий вне подозрений. Как же не ты? «И царь повелел изловить его…» Пристав. Тут не сказано повесить. Врёшь: не всяко слово в характеристика григория из бориса годунова пишется. Читай: изловить и повесить. А лет ему вору Гришке отроду… смотря на Варлаама за 50. А росту он среднего, лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое…» Все глядят на Варлаама Первый пристав. Вот уж не думал, не гадал. Замечу, что называют всё-таки Гришкой, а не Григорием, так что для них он пока ещё ребёнок, несерьёзный Отнюдь не каждому человеку так удаётся оборачивать ситуацию в свою пользу в очень короткий срок. Безусловно, Григорий хитёр, и он превосходный актёр, соображает достаточно быстро. Во время чтения Григорий стоит потупя голову, с рукой за пазухой- авторская ремарка свидетельствует о том, что Григорию удаётся скрыть данную в указе примету — одна рука короче. Что я за Гришка? Молод еще надо мною шутки шутить. Я давно не читывал и худо разбираю, а тут уж разберу, как дело до петли доходит. Читает по складам «А лет е-му от-ро-ду…20». Второй пристав Григорию Да ты, брат, видно забавник. Да это, друг, уж не ты ли? «Григорий вдруг вынимает кинжал; все перед ним расступаются, он бросается в окно. »- весьма умный ход. Григорий достаточно быстро находит выход из положения. Стоит обратить внимание на следующий факт: все перед ним расступаются. Перед ним уже люди расступаются, как будут расступаться и потом. И вот то, что он в окно бросается- тоже некая маленькая модель его будущего, да и можно сказать, что и прошлого а в настоящем он просто физически выпрыгнул в окно, как и в будущем физически выпрыгнет. Но перед тем, как в будущем и настоящем выпрыгнуть, он уже необратимо «выпрыгнул из окна» духовно, выпрыгнул из кельи Чудова монастыря навстречу новой жизни. Это Характеристика григория из бориса годунова покинула своё заточение, стремясь совершить возмездие… Последняя авторская ремарка сцены- после реплики приставов : «Держи! Держи» но вот к кому они только обращаются? «Все бегут в беспорядке»- Григорий уже на начале пути сумел создать беспорядок, уже посеял смуту между людьми. Пушкин в этой сцене чётко и ясно показал, что механизм уже запущен, начался необратимый процесс. Возмездие, которое уже внутри… Краков. Пока в сцене «Царские палаты» Борис оправляется от вести о самозванце, Григорий в это время уже в Кракове. Первое, что бросается в глаза- это то, что Пушкин называет Отрепьева самозванцем. Он уже не Григорий! Григорий уже выпрыгнул в окно в сцене «Корчма на Литовской границе» исчез. Самозванец- грубое прозвище, жалкое подобие великого царевича. Пушкин показывает некое неприятие к подобному поведению, неспособность принять. Фактически, назвав Григория Отрепьева самозванцем, Пушкин подчёркивает недостойность этого поступка. Увы, обстоятельства на стороне самозванца, ведь немезида всесильна - характеристика григория из бориса годунова она не отступает ни под каким предлогом, тем более в такое время-время смыты, которое её и породило. Самозванцу известно очень многое- именно этим Пушкин подчёркивает предпосылки к будущей победе самозванца: Нет, мой отец, не будет затрудненья; Я знаю дух народа моего; В нем набожность не знает исступленья: Ему священ пример царя его. Всегда, к тому ж, терпимость равнодушна. Ручаюсь я, что прежде двух годов Весь мой народ, вся северная церковь Признают власть наместника Петра. Почему же самозванец так хорошо знает сущность русского народа? Но «самозванец»- хоть индивидуальность, это лишь жалкое подобие настоящего. Самозванец не прогадал- к нему потянулись люди. Но каких же людей его сущность притягивает? Рассмотрим подобных участников этой сцены: 1 Гаврила Пушкин. И одно зло порождает ещё большее. Толпа становится разгневанной толпой. Разгневанная толпа- процесс уже необратимый, она весьма опасна. И эта толпа правит миром. И вот разгневанная толпа потянулась к самозванцу. Стоит обратить внимание на то, как самозванец называет толпу:: Рад вам, дети. Сначала- дети, потом- друзья. Первоначально они были ещё детьми, как и самозванец был простым монахом Григорием Отрепьевым- ребёнком фактически, вот и толпа вела себя по-детски с Борисом Годуновым- безответственно, непосредственно же даёт понять, что с они не дети, а друзья. Но всё-таки переход от детства к взрослости не происходит за считанные секунды, так что пока они могут побыть ещё детьми. Тут же самозванец выдвигает условие, что чётко выражено в фразе «ко мне». Ну, и естественно, теперь они друзья, ведь их объединяет общее дело - возмездие за смерть царевича. Тайна настоящая цель Немезиды. Но Самозванец хочет занять трон, а толпа- убрать надоевшего Бориса. Этот человек тоже является своеобразной Немезидой. Историческая справка: отец этого молодого человека, Андрей Курбский был убит по приказу Ивана Грозного собственным племянником. Иван таким образом мстил за то, что Курбский бежал из России дабы избежать опричнинных казней, а вместе с тем выдал множество военных секретов России, что позволило полякам победить в Ливонской войне. Естественно, Курбский-младший во что бы то характеристика григория из бориса годунова стало хочет отмстить. Дети расплачиваются за характеристика григория из бориса годунова отцов- а Борис своеобразный ребёнок Ивана IV, так как является его преемником. Пушкин делает своеобразную цепочку Немезид: Григорий Отрепьев Курбский Разгневанная толпа. Зло, порождающее ещё большее зло. Что неоднократно можно встретить в поэзии Пушкина Анчар, Бесы. Обратим внимание на реплику самозванца: Не странно ли? Сын Курбского ведёт На трон, кого? Но среди толпы не одна Немезида: поляк Собаньский, шляхтич вольныйКарела донской казак. Как известно, Донские казаки- самые буйные. Но тут самозванец допускает небольшую оплошность. Говорит : «Я знал донцов». Возможно, знал Григорий Отрепьев. Самозванец не имеет такого права, хотя, вполне возможно, что герой попросту соврал. В этой сцене мы видим ещё одно качество самозванца- творчество: Что вижу я? Стократ священ союз меча и лиры, Единый лавр их дружно обвивает. Родился я под небом полунощным, Но мне знаком латинской Музы голос, И я люблю парнасские цветы. Я верую в пророчества пиитов. Нет, не вотще в их пламенной груди Кипит восторг: благословится подвиг, Егож они прославили заране! Но перед этим возникает поэт, личность творческая, нежная. Обратим внимание на авторскую ремарку: Приближается, кланяясь низко и хватая Гришку за полу. Для поэта самозванец не Григорий, не Лжедмитрий, не самозванец, а характеристика григория из бориса годунова Гришка, свой человек, друг, приятель. Как братья, можно сказать. А поэты с обычными обывателями не особо дружат, им близки подобные им, те, которые могут характеристика григория из бориса годунова понять весьма характерно для Пушкина, учитывая, что множество людей его не понимало. И как поэт обращается к самозванцу : «Великий принц, святейший королевич». А Европа, как известно, в то время жила более благополучно, чем Россия. Для поэта самозванец как принц из Европы. Можно даже предположить, что принц из сказки. Принц, который явился, чтобы спасти положение, чтобы подарить свет и радость. И реплика самозванца на порывы поэта тоже содержит некоторые европейские термины: «латинские стихи» Италия«Парнасские стихи» Франция«Пророчества пиитов» Греция. Так же упоминается «Союз меча и лиры»- поэт и самозванец очень близки по духу… Очень важный знак- самозванец дарит поэту перстень. Перстень носят на руке. Он, можно сказать, руку свою протянул, сделал первый дар, награду за преданность. Но он же не наградил этим даром ни шляхтича, ни казака. Правильно- ведь поэт выше их всех, стихи по мнению самозванца лучше всякой лести и он впоследствии обращается к поэту на «ты», но не на «вы»: Когда со мной свершится Судьбы завет, когда корону предков Надену я; надеюсь вновь услышать Твой сладкий глас, твой вдохновенный гимн. Musa gloriam coronat, gloriaque musam. Итак, друзья, до завтра, до свиданья. Фактически, самозванец стал для поэта чем-то вроде музы, а самозванец выделяет его из толпы, относится к нему с индивидуальной точки зрения- всё-таки отчасти он романтик, что полностью будет раскрыто в сцене «Ночь. Замок воеводы Мнишка в Самборе. В небольшой сцене «Замок…» можно тоже кое-что узнать о личности Григория Отрепьева. Стоит обратить внимание на авторские ремарки после маленького диалога Мнишка и Вишневецкого. Самозванец идет с Мариною в первой паре. Почему же он даёт ему такое наименование, после того, как грубо назвал его самозванцем? Но ведь любовь, чувства возвышают человека, меняют. Марина не любит самозванца, но он любит её- увы. Как скажет впоследствии и сам Пушкин, «Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его». Григорий с Мариной преображается в Димитрия, возвышается над самим собой, становится тем, кем бы хотел стать больше всего! Уделим отдельное внимание сцене «Ночь. Сама сцена напоминает сцену на балконе из пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта. Сцену в Пушкинской трагедии начинает самозванец как характеристика григория из бориса годунова Ромео в Шекспировской пьесе. Он переживает, не находит себе места. Он сравнивает своё теперешнее состояние с тем, что было раньше : Вот и фонтан; она сюда придет. Я кажется рожден не боязливым; Перед собой вблизи видал я смерть, Пред смертию душа не содрогалась. Мне вечная неволя угрожала, За мной гнались - я духом не смутился И дерзостью неволи избежал. Но что ж теперь теснит мое дыханье? Что значит сей неодолимый трепет? Иль это дрожь желаний напряженных? Нет - это страх. День целый ожидал Я тайного свидания с Мариной, Обдумывал всё то, что ей скажу, Как обольщу ее надменный ум, Как назову московскою царицей - Но час настал - и ничего не помню. Не нахожу затверженных речей; Любовь мутит мое воображенье. Но что-то вдруг мелькнуло. Нет, это свет обманчивой луны, И прошумел здесь ветерок. Из монолога видно, как изменился Самозванец, здесь нет уже того «милого авантюриста», перед нами обычный влюблённый. Только Джульетта в этом случае имеет весьма стервозный характер. Вспомним, в сцене на балконе Джульетта восклицает: Ромео, как мне жаль, что ты Характеристика григория из бориса годунова Отринь отца характеристика григория из бориса годунова имя измени, А если нет, меня женою сделай, Чтоб Капулетти больше мне не быть. Джульетта сетует на судьбу, на то, что она не может быть с Ромео, она хочет, чтобы он был кем угодно, но только не Ромео. Ситуация Марины и самозванца перевёрнута с ног на голову: Марина: Димитрий ты и быть иным не можешь Другого мне любить нельзя. Ей нужен только Дмитрий Иванович, но никак не самозванец, не Лжедмитрий, не тем более Гришка Отрепьев о своей любовью. Ей вообще не нужны чувства- корысть их заменяет. Невольно возникает вопрос- За что же Григорий всё-таки любит её? Но ведь любят не «за что», а «вопреки»…Вот и Самозванец любит Марину что «вся кровь остановилась», любит так, что сперва не может поверить в то, что перед ним она: Волшебный, сладкий голос! Тебя ли вижу я, Одну со мной, под сенью тихой ночи? Как медленно катился скучный день! Как медленно заря вечерня гасла! Как долго ждал во мраке я ночном! Мы видим аналогию с трагедией Уильяма Шекспира. Вспомним речь Ромео на балу: Ее сиянье факелы затмило. Она, подобно яркому бериллу В ушах арапки, чересчур светла Для мира безобразия и зла. Как голубя среди вороньей стаи, Ее в толпе я сразу отличаю. Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор. Любил ли я хоть раз до этих пор? О нет, то были ложные богини. Я истинной красы не знал доныне. Весьма похоже на поведение Самозванца в характеристика григория из бориса годунова сцене, но Пушкин даёт читателю возможность подумать: «а жил ли самозванец до тех пор, пока не встретил Марину? Пушкин показывает нам индивидуальность самозванца, проявившуюся в его способности принести в жертву любви всю свою авантюру. Во-первых, потому что «Борис Годунов»- трагедия историческая, а не любовная и на первый план выходит драма народа и власти, но никак характеристика григория из бориса годунова драма запретной любви. Не исключено, что Марина не даёт Самозванцу высказаться подобным образом: Часы бегут, и дорого мне время - Я здесь тебе назначила свиданье Не для того, чтоб слушать нежны речи Любовника. Верю, Что любишь ты; но слушай: я решилась С твоей судьбой и бурной и неверной Соединить судьбу мою; то вправе Я требовать, Димитрий, одного: Я требую, чтоб ты души своей Мне тайные открыл теперь надежды, Намеренья и даже опасенья - Этим монологом Пушкин показывает Марину Мнишек не бесчеловечной снежной королевой, а женщиной, может и с непростым характером, но человеком волнующимся, трезво глядящим на жизнь и оценивающим ситуацию. Марина требует, но она вправе требовать. Характеристика григория из бориса годунова как самозванец является фактическим котом в мешке- неизвестно что будет дальше, для чего? Хотя бы для того Чтоб об руку с тобой могла я смело Пуститься в жизнь - не с детской слепотой, Не как раба желаний легких мужа, Наложница безмолвная твоя - Но как тебя достойная супруга, Помощница московского царя. Марина абсолютно не похожа на Ксению Годунову, чей образ хорошо нам рисует Пушкин в сцене «Царские палаты»: Ксения продолжает любить мертвого жениха, целует его портрет- Ксения сугубо романтическая натура, чем-то похожая на Джульетту, но противопоставленная прагматичной и расчетливой Марине. Но в этой сцене именно поведение марины и самозванца очень напоминает сцену на балконе. Мы видим, что самозванец хочет умчаться с земли на небеса: О дай забыть хоть на единый час Моей судьбы характеристика григория из бориса годунова и тревоги! Но вот Марина наоборот горит абсолютно обратным желанием, она наоборот возвращает царевича с небес на землю, чтобы тот боролся за поставленные цели, боролся за свои идеалы, Марина напоминает о том, что преданность «клевретов стынет», говорит о зарождающихся сплетнях, о новых желаниях: «уж новизна сменяет новизну». Но создаётся впечатление, что происходит разговор двух глухих, у самозванца своя характерная реплика на слова Марины: Что Годунов? Теперь гляжу я равнодушно На трон его, на царственную власть. В глухой степи, в землянке бедной - ты, Ты заменишь мне царскую корону, Твоя любовь. Самозванец забывает о своей исторической миссии- он Немезида, призванная избавить народ от грешника Бориса Годунова, но наш самозванец уходит далеко от своих первоначальных затей. Неужели его смогла сломить женщина? Но заметим в этой сцене явное противоречие в душе самозванца. Сначала он ломается, подчиняется человеку, который видит лишь в нём одну выгоду, почти сдаётся, признаваясь, кто он на самом деле: А хочешь ли ты знать, кто я таков? Изволь; скажу: я бедный черноризец; Монашеской неволею скучая, Под клобуком, свой замысел отважный Обдумал я, готовил миру чудо - И наконец из келии бежал К украинцам, в их буйные курени, Владеть конем и саблей научился; Явился к вам; Димитрием назвался И поляков безмозглых обманул. Он не признался ни Мнишку, ни Вишневецкому, а признался ей, той, которая его околдовала. Обратим внимание на следующую авторскую ремарку: бросается на колени. Примечателен тот факт, что делает это подобно тому, как Ромео стоит перед балконом Джульетты, так и Самозванец физически ниже расположен. Но Ромео не может дотянутся до Джульетты, чтобы быть вместе с ней, чтобы соединиться, Ромео надо подняться выше. А самозванцу наоборот приходит в голову опуститься ниже, ниже Марины, ниже своей сущности, ниже своего идеала, но возвращает его в характеристика григория из бориса годунова позицию Марина же: Встань, бедный самозванец. Не мнишь ли ты коленопреклоненьем, Как девочке доверчивой и слабой, Тщеславное мне сердце умилить? Ошибся, друг: у ног своих видала Я рыцарей и графов благородных; Но их мольбы я хладно отвергала Не для того, чтоб беглого монаха. Марина один из самых неоднозначных персонажей. Но в то же время онаможет быть, до конца и не понимая, сама вытягивает самозванца из той трясины, в которой он себя топит. Да, ведь если он спасется сам, то и она желаемое получит! Она служит своеобразным стимулом для самозванца, и результат не замедлит себя проявить: Тень Грозного меня усыновила, Димитрием из гроба нарекла, Вокруг меня народы возмутила И в жертву мне Бориса обрекла - Царевич я. Довольно, стыдно мне Пред гордою полячкой унижаться. Он говорит высокими, царскими речами, как бы говорил Димитрий. Герой возвышается над самим собой, достигает своего идеала. Он больше не жалкое подобие оригинала. В монологе появляется рифма, высокопарный тон. Он больше не самозванец, не Григорий Отрепьев. Его Димитрием нарекла тень Грозного. Иван Грозный уже из могилы нарек его своей роднёй, специально для этого лишил себя покоя! Нужна ли характеристика григория из бориса годунова теперь Марина?. Он без стеснения называет себя царевичем и без сомнений ставит себя выше Марины. Более- он ставит свои цели выше Марины: О как тебя я стану ненавидеть, Когда пройдет постыдной страсти жар! Теперь иду - погибель иль венец Мою главу в России ожидает, Найду ли смерть, как воин в битве честной, Иль как злодей на плахе площадной, Не будешь ты подругою моею, фактически, отвергает её Моей судьбы не разделишь со мною; Но - может быть, ты будешь сожалеть Об участи, отвергнутой тобою. Его речь звучит как речь реального исторического персонажа, настоящего воина, который не прогибается под слабостями мира сего. Но, увы, таковым наш герой остаётся ненадолго. После характеристика григория из бориса годунова, как Марина решается намекнуть ему на шантаж, то его Пушкин вновь называет самозванцем: Не мнишь ли ты, что я тебя боюсь? Что более поверят польской деве, Чем русскому царевичу? Его речь уже больше напоминает самозванческую, нежели историческую, увы. Тон наглый, насмешливый, заметить можно, что самозванец даже низко ставит своих сподвижников: - Но знай, Что ни король, ни папа, ни вельможи - Не думают о правде слов моих. Димитрий я, иль нет - что им за дело? Но я предлог раздоров и войны. Им это лишь и нужно, и тебя, Мятежница! Мы понимаем истинную сущность союзников самозванца. Сам самозванец служит своеобразным катализатором для начала войны- он лишь повод для начала войны и всё. Как же низко пали эти люди: не делая разницы между настоящим историческим человеком и самозванцем, они всё равно идут войной. Мы вновь видим разгневанную толпу- Пушкин нам показал, что разгневанная толпа- явление общечеловеческое и очень страшное. К тому же Самозванец Марину мятежницей называет! Она характеристика григория из бориса годунова отвесить ему пощечину, могла накричать, могла гордо удалиться но она говорит ему совершенно иные речи: Постой, царевич. Наконец Я слышу речь не мальчика, но мужа, С тобою, князь - она меня мирит. Безумный твой порыв я забываю И вижу вновь Димитрия. Для Марины он стал Димитрием, перестав быть самозванцем, но в реальности-то наш герой-самозванец, наглый и высокомерный подражатель. Но Марина видимо лучше реагирует на речи «не мальчика, но мужа». Она требует от Димитрия исторических подвигов: Но - слушай. Но ведь она не знает, что самозванец так и остался самозванцем, с реальностью не поспоришь. Плюс этой ситуации состоит в том, что самозванец готов навсегда забыть о Марине. Он упал ниже некуда, но поднялся тотчас же, можно сказать, взлетел! Он так хорошо говорил о ней в самом начале сцены, так восхвалял её, но что мы видим? Он называет её змеёй: И путает, и вьется, и ползет, Скользит из рук, шипит, грозит и жалит. Она меня чуть-чуть не погубила. Но решено: заутра двину рать. Но всё-таки Марина, какой бы змеёй она не была, толкнула на начало наступления самозванца именно она, вернула его к «исторической миссии»- вершителем суда мирского! Самозванец обжёгся, но лучше поздно, чем никогда. Человек он и есть человек. Главное - не сломиться окончательно, чтобы выполнить предначертанное. Рассмотрим небольшие сцены с участием героя. В сцене «Граница Литовская» мы видим всего лишь два действующих лица- двух Немезид: Самозванца и Курбского. Можно также обратить внимание на то, что Курбский говорит: «пью жадно воздух новый». Оксюморон, ведь воздух пить невозможно, но Курбский его пьёт, упивается им, радуется ему, поит им свою душу, напивается, можно даже и так сказать. Он славит свой меч, для которого вновь нашлась работа, которому есть за что сражаться и главное, есть за кого сражаться! Может, Немезиду замучила характеристика григория из бориса годунова за содеянные поступки, и в первую очередь за то, что выдал себя за мёртвого царевича. А может, ему стыдно за то, что он ведёт на Россию, на свою родную Россию иноверцев, поляков, врагов. Ради личной авантюры, цели занять русский престол. Ради этого он готов пролить русскую кровь… Мы видим, что самозванец говорит: «О витязь мой! Чему же он может завидовать? Патриотизму, рвению и готовности жизнь отдать за чью-то авантюрную идею: Забыв отцом снесенные обиды, Его вину за гробом искупив - Ты кровь излить за сына Иоанна Готовишься; законного царя Ты возвратить отечеству. Стоит обратить внимание на следующие за репликой самозванца слова Курбского: Там ждут тебя сердца твоих людей: Твоя Москва, твой Кремль, твоя держава. Курбский чаще всего использует местоимение «твой». Особенно впечатляет то, что самозванец уже успел завладеть сердцами людей, которые его и не видели-то ни разу! Значит так им Годунов не по нраву, что они готовы признать царём первого попавшегося Гришку Отрепьева! В сцене «Равнина близ Новгород-Северского» Пушкин раскрывает сущность французских и немецких союзников самозванца. Как они говорят о православных!. Учитывать еще надо, что слова Розена и характеристика григория из бориса годунова по-немецки, а слова Маржерета-по - французски. Они говорят на абсолютно разных языках, но всё-таки понимают друг друга. И как грубо они отзываются о русских и самозванце! Со стороны безусловно виднее, но стоит обратить внимание на то, что они о Басманове говорят. Басманов впоследствии предаст Бориса Годунова, как и Розен с Маржеретом предали свою отчизну, пойдя за самозванцем. Рыбак рыбака видит издалека… В этой сцене Пушкин во второй и в последний раз называет самозванца Димитрием, да еще и верхом на коне. Речь героя опять идет в историческом стиле: Ударить отбой! Довольно; щадите русскую кровь. Тут можно проследить некий патриотизм в его речах. Противоречивый однако персонаж:: на своих с мечом пошёл и приказывает своих щадить. Безусловно, что-то интересное и захватывающее в этом есть, в этом и суть истории. Но характеристика григория из бориса годунова в сцене «Севск» перед характеристика григория из бориса годунова вновь возникает самозванец, допрашивающий пленника. Обычный человек, решивший узнать о том, что происходит во вражеском стане, и получает весьма достойный его самого ответ: Бог знает; о тебе Там говорить не слишком нынче смеют. Кому язык отрежут, а кому И голову - такая право притча! Что день, то казнь. На площади, где человека три Сойдутся - глядь - лазутчик уж и вьется, А государь досужною порою Доносчиков допрашивает сам. Как раз беда; так лучше уж молчать. Перевернул всё вверх дном. Вот оборотная сторона его похода на Москву. Пушкин подтверждает его непонимание ситуации полярными репликами в сцене «Лес»: Л ж е д и м и т р и й. В первый аз мы видим такое наименование. Пушкин подчёркивает некоторый исторический характер. Он запечатлел того в истории. Для страниц школьных учебников он так и останется Лжедмитрием. Не самозванцем — все — таки определенной цели он достиг, не Отрепьевым — он не хотел войти в историю под Характеристика григория из бориса годунова именем. Он, возможною, духовно и достиг того идеала. Но реальность остаётся реальностью, как бы нам ни хотелось её преодолеть Мой бедный конь! Ну вот о чем жалеет? Сожалеет не о том, о чём стоит сожалеть. Обратим внимание на первую авторскую ремарку: В отдалении лежит конь издыхающий. Именно в отдалении, герой уже отошёл от него и характеристика григория из бориса годунова в свои думы. Он остался один, совсем один. Его историческая миссия завершена, но стал ли Григорий Отрепьев исторической личностью, о чём мечтал так долго? После того как Пушкин впервые назвал его Лжедмитрием, наш герой опять становится самозванцем. Он скорбит о коне, он характеристика григория из бориса годунова павшего в бою Курбского, славит немцев, а в конце концов- ложится спать. Всё, уходит на покой. Его миссия завершена, так что теперь он может и поспать. Больше в самой трагедии он не появится. Он стал внесценичиским персонажем по той простой причине, что всё для него завершено. Дальше дело осталось за народом. Так что он может заснуть. Заснуть тем же сном, от которого проснулся когда-то в келье, в Чудовом монастыре… Суть дальнейших событий мы узнаем от дворянина Пушкина: Приятный сон, царевич. Разбитый в прах, спасаяся побегом, Беспечен он, как глупое дитя: Хранит его конечно провиденье; И мы, друзья, не станем унывать. Он уже не жив морально, а скоро и характеристика григория из бориса годунова. Осталась лишь непонимающая толпа. К которой постепенно приходит осознание народ безмолвствует Авторское отношение к самозванцу По мнению автора, Григорий был избран небом для кары Бориса не характеристика григория из бориса годунова защитник правды, а как личность, фактически способная свершить эту миссию, так как он честолюбив, беспечен, обладает безоглядной русской удалью, он горд, можно сказать, у него это не гордость, а гордыня. Он ещё и прекрасный актёр, способен к перевоплощению, Пимен передаёт ему своё дело, а ему этого мало, он желает вершить историю, но как только он характеристика григория из бориса годунова от миссии, раскрывшись Марине — жертвует ради любви целым царством, сама Марина возвращает его на сей путь. По мнению самого Пушкина эта фигура противоречива и неоднозначна. Он поначалу стремится вершить историю, а затем готов положить к ногам Характеристика григория из бориса годунова все свои высокие намерения. Но потом вновь возвращается в реальность. И реальность выбрасывает его из окна, потому что она его не простила. Она не простила его за попытку отказаться от своей исторической миссии. Она могла же просто оставить его на престоле. Как мы видим, реальность прощать не умеет. Этот факт Пушкин попутно доказал. Пушкин по-разному свою позицию выражает. Во-первых, называет героя разными именами: Григорием когда хочет подчеркнуть то, что он обычный человексамозванцем показывая его некоторую низость и выказывая пренебрежениеДимитрием когда подчёркивает его возвышение, его некоторое царское началоЛжедмитрием когда решает запечатать его на страницах русской истории. Как он говорит на протяжении всей трагедии: Ты всё писал и сном не позабылся, А мой покой бесовское мечтанье Тревожило, и враг меня мутил. Мне снилося, что лестница крутая Меня вела на башню; с высоты Мне виделась Москва, что муравейник; А между тем характеристика григория из бориса годунова в темной кельи Здесь на тебя донос ужасный пишет: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от божьего суда Забыв характеристика григория из бориса годунова снесенные обиды, Его вину за гробом искупив - Ты кровь излить за сына Иоанна Готовишься; законного царя Ты возвратить отечеству. Довольно простой тон, так говорит обычный русский обыватель. Но стиль реплик меняется только 2 раза на протяжении драмы. Первый раз- когда герой встречает поэта, высокого по духу человека: Что вижу я? Стократ священ союз меча и лиры, Единый лавр их дружно обвивает. Родился я под небом полунощным, Но мне знаком латинской Музы голос, И я люблю парнасские цветы. Я верую в пророчества пиитов. Нет, не вотще в их пламенной груди Кипит восторг: благословится подвиг, Егож они прославили заране! Да и для поэта он «Гришка». Они ведут себя друг с другом как давние знакомые, друзья, приятели, братья. Рядом с поэтом он преображается. Характеристика григория из бориса годунова вот с Мариной герой преображается в другую сторону. Если с поэтом он становится простым русским человеком характеристика григория из бориса годунова творческими наклонностями, которые делают его способным понять стихи, то с Мариной он достигает своего идеала возвышается над самим собой, Пушкин даже Димитрием его называет: Тень Грозного меня усыновила, Димитрием из гроба нарекла, Вокруг меня народы возмутила И в жертву мне Бориса обрекла - Царевич я. Довольно, стыдно мне Пред гордою полячкой унижаться. Царственный тон, тон, достойный человека знатного происхождения, но никак не беглого монаха Гришки Отрепьева. Вот Пушкин и таким образом им восхищается. Поэт и Марина - 2 полярных степени одного и того же. Поэт упрощает Григория, делает его простым Гришкой. А Марина — усложняет, делая его Димитрием. Что лучше, а что хуже, не нам решать. В этом разберутся свыше. Поставлю лишь последнюю точку в его противоречивости. По старому календарю он родился в мае. Вспомним, что по гороскопу знак зодиака у него близнецы. Так не закономерна ли эта неоднозначность в его душе? Не закономерен ли тот факт, что Пушкин показал его таким неоднозначным? Возможно, смута породила своего собственного героя, как было упомянуто в начале. Механизм был запущен с самого рождения и пути назад характеристика григория из бориса годунова иного пути не было. Итог Я искал великих людей, характеристика григория из бориса годунова находил лишь обезьян их идеала Фридрих Ницше. Итогом в трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» для Лжедмитрия стал сон, в который он провалился. Для Бориса Годунова- смерть и убийство семьи Годуновых. Для народа- начало осознания происходящего перед ними. А для Немезиды, уже не материальной- это полное удовлетворение от возмездия Годунову. Именно поэтому Пушкин и не описывает вторжение самозванца в Москву. Тогда бы трагедия называлась бы уже не «Борис Годунов», а скажем, «Григорий Отрепьев», или «Начало смуты», или «Проблема народа и власти». Но всё -таки Пушкин называет своё произведение в честь Бориса, но не в честь Гришки Отрепьева. И не потому, что Борис протагонист, а Григорий антагонист. Не поэтому: они вообще оба полемичные персонажи и говорить о них однозначно было бы по меньшей характеристика григория из бориса годунова невежественно. Просто Борис- реальная историческая личность, личность, может и добывшая власть нечестным путём ,но вспомним историю: власть капризна и за неё надо бороться. А Григорий так и остался никчёмной тенью того самого идеала. Кончил-то он характеристика григория из бориса годунова, как мы помним, правил всего один год, а потом характеристика григория из бориса годунова убит, а его прахом выстрелили из пушки в сторону Польши. Он оказался ненужным ни Родине, ни Речи Посполитой. У поляков свои проблемы. И им не было никакого дела до беглого монаха Григория Отрепьева. Он не стал полноценной исторической личностью хотя бы потому, что ступил на страницы школьных учебников не как Григорий Отрепьев под своим настоящим именем. А как Лжедмитрий I такого имени даже в природе не существует! Трагедией «Борис Годунов» Пушкин полностью доказал, что история государства — это не только история побед и поражений, монархов и самозванцев, народа. Это ещё история человеческих переживаний, которые в глобальном понимании нашли своё отражение в народе, а личностном — в Григории Отрепьеве. Как это ни прискорбно, он так и остался лишь тенью того, к чему стремилась его мятежная душа, павшая жертвой бесчеловечного греха и жажды мщения… Список использованной литературы: 1. Скрынников «Смутное время» 2. Скрынников «Три Лжедмитрия» 3. Скрынников «Самозванцы в России в начале XVII века. Непомнящий «Поэзия и судьба» 5. Даглас Клэйтон «Тень Димитрия. Опыт прочтения пушкинского «Бориса Годунова».Фёдор Иванович Фёдор Иванович — сын Ивана Грозного, последний царь из династии Рюриковичей. Фёдор Иванович 1557-1598последний царь с 1584 г. Правление Фёдора Ивановича было номинальным. Период царствования Фёдора Ивановича характеризовался подъёмом хозяйственной жизни страны, преодолением последствий опричнины и Ливонской войны 1558-83 гг. В результате русско-шведской войны 1590-93 гг. Окончательно присоединена Западная Сибирь, успешно шло освоение Поволжья. Родился 11 мая 1557 г. Незадолго до смерти Иоанна, 19 ноября 1582 г. По смерти Грозного 18 марта 1584 г. Характеристика григория из бориса годунова сделался царем, после смуты, затеянной приверженцами самого младшего сына Грозного от Марии НагойДмитрия. Смута эта была укрощена благодаря энергии Бориса Годунова, на сестре которого, Ирине Феодоровне, в 1580 г. Феодор был человек недеятельный и слабоумный, больше любил церковную службу и разные развлечения, чем занятия государственными делами. Все управление государством перешло в руки царского шурина Бориса Федоровича Годунова, который и был, в сущности, настоящим царем русским. Все события царствования Характеристика григория из бориса годунова связаны непосредственно с именем Бориса Годунова. Умер Феодор 7 января 1598 г. С его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве. Роль Фёдора Ивановича как царя-правителя была ничтожной. Большое внимание Фёдор Иванович уделял дворцовому хозяйству, украшению дворцовых покоев и т. Потомства Фёдор Иванович не оставил. Его кандидатура дважды в 1573-74 и 1587 гг. Первые годы правления Фёдора Ивановича сопровождались ожесточённой дворцовой борьбой, в ходе которой распался т. Регентский совет из 5 чел. Бельскийучрежденный Иваном IV незадолго до смерти для управления Россией. Младший брат Фёдора Ивановича Дмитрий сын Ивана Грозного и Марии Нагой был выслан в Углич 24 мая 1584 г. Период правления Фёдора Ивановича характеристика григория из бориса годунова постепенным подъёмом хозяйственной жизни страны, преодолением тяжёлых последствий т. В это время произошло резкое усиление крепостничества указы 1586, 1592-93 и 1597 гг. Повысились государственные налоги на податное городское население. Всё это привело к обострению классовых противоречий. При Фёдоре Ивановиче несколько улучшилось международное положение России: в результате русско-шведской войны 1590-93 гг. В правление Фёдора Ивановича была окончательно присоединена Западная Сибирь, успешно осваивались южные пограничные районы в Поволжье, усилилась роль России на Северном Кавказе и в Закавказье. В дальнейшем постепенно нарастали противоречия в отношениях России с Польшей, Швецией, Крымским ханством и Турцией. Сын Ивана IV Грозного. Детские и молодые годы провёл в Александровской слободе. Венчан на царство 31 мая 1584 г. Слабый по природе, внутренне надломленный ужасами опричнины и смертью старшего брата, Фёдор Иванович большую часть времени посвящал постам и поездкам по монастырям. Неспособный к государственной деятельности, Фёдор Иванович предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову. Фёдор Иванович уделял большое внимание дворцовому хозяйству, в том числе Оружейной палате; был восстановлен дворец в Кремле, построена Золотая палата для царицы Характеристика григория из бориса годунова. Чоховым отлита из бронзы Царь-пушка. Были выстроены каменные стены Белого города. В характеристика григория из бориса годунова с нападением на Москву крымского хана Казы-Гирея предместья Москвы были укреплены деревянными стенами с бойницами. В правление Фёдора Ивановича был избран первый патриарх Русской православной церкви 1589 г. Фёдор Иванович похоронен в Архангельском соборе Кремля. Родился 31 мая 1557 г. Физически слабый, отличался глубокой религиозностью, любил длительные церковные службы и даже пел на клиросе. Перед смертью Иван поручил попечительство над Федором т. Регентскому совету из 5 человек, куда входили в частности дядя Федора Никита Романович и его шурин Борис Годунов. Во время царствования Федора фактическим правителем Московского царства был Борис Годунов Никита Романович умер в характеристика григория из бориса годунова г. Важным событием царствования Федора стало возвышение в 1589 г. Московской митрополии до уровня патриархата, в результате чего Русская православная церковь в каноническом и юридическом отношениях стала независимой от Греческой православной церкви. После русско-шведской войны 1590-1593 гг. Россия получила города и районы Новгородской области, захваченные во время Ливонской войны Швецией; была присоединена Западная Сибирь и другие земли. Характеристика григория из бориса годунова Федоре поощрялись торговые связи с англичанами, которым в 1587 г. Умер Федор 7 17 января 1598 г. СПб, 1884; Характеристика григория из бориса годунова Трагедия в 5-ти действиях.

Как мы видим, реальность прощать не умеет. Мусоргский Модест Петрович Самозванец под именем Григория на воспитании у Пимена тенор возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов», В конце 1869 г.

добавлено 52 комментария(ев)